Понедельник, 06.05.2024, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS
МИР ХАКЕРСТАВА КОНЕЦ СВЕТА
Главная
Регистрация
Вход
Категории раздела
Магия [22]
Совместим [13]
100. savet [40]
О чувств [9]
Любовь и дома [5]
ПСИХОЛОГИЯ [3]
Мода и стиль [9]
Религии [19]
Книга рекордов [1]
Самые известные хакеры [8]
Скрипты для uCoz [83]

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Религии [ Добавить статью ]

Истоки католичества

Истоки католичества

Суть католической традиции невозможно постичь с помощью цифр, однако общее представление об этом вероисповедании они всё же могут дать. Согласно статистическим данным, в мире насчитывается от 600 до 850 млн католиков, что составляет около 15% населения планеты. В Латинской Америке 90 % жителей — католики, в Европе — около 40, в Северной Америке — 25, в Африке — 13, а в Азии — около 2,5, причём две трети из них — филиппинцы.

В мире существует несколько крупных католических сообществ, живущих и развивающихся по своим, достаточно сложным законам. Например, в странах Латинской Америки, где стремительно растёт население, а священников не хватает, очень важна миссионерская деятельность, или еван-гелизация. Именно там Католическая Церковь становится подлинно народной «церковью для бедных». Наоборот, в западноевропейских, традиционно христианских  странах католиков становится всё меньше.

В непростых условиях оказалась Католическая Церковь в странах Восточной Европы, долго находившихся под давлением атеистической пропаганды. Однако с начала 90-х гг. в этих странах существует право свободного выбора вероисповедания. В мусульманских государствах к немногочисленным католикам относятся по-разному — в зависимости от уровня веротерпимости в данной стране. Целое тысячелетие у христианских конфессий (исповеданий) бьша общая история. Виднейшие богословы той эпохи — отцы Церкви — проповедовали в Риме, Константинополе и Иерусалиме. Однако примерно в IV столетии между христианством Запада и Востока появились серьёзные различия, которые со временем привели к разделению Церквей.

ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА НА ЗАПАДЕ. КРЕЩЕНИЕ ХЛОДВИГА

В конце III в. вера в Иисуса Христа охватила всю Римскую империю. Много христиан было в центральной части Италии  (особенно в Риме),  на юге Испании и в Северной Африке, в окрестностях Карфагена.
Поскольку христианство распространилось достаточно широко, Церквам разных стран и разных континентов стало трудно общаться между собой и вырабатывать общую точку зрения. Во главе каждой общины стоял свой епископ, и власть его оказывала немалое влияние на организацию церковной жизни, строй и язык богослужения.

Вначале единственным языком церковной службы был греческий, но уже во II в. литургии во многих церквах на западе Римской империи всё чаще стали совершаться на латинском. Большинство западных богословов ещё говорили или хотя бы читали по-гречески, но уже начиная с V в. этот язык утратил своё значение. 
В 285 г. император Диоклетиан разделил империю на Восточную, оставшуюся под его властью, и Западную, которую он доверил своему другу Мак-симиану. Каждый из двух императоров принял титул августа, однако первым был всё же Диоклетиан.
  
В IV в. император Константин Великий основал христианскую империю. Столица империи — Константинополь — была провозглашена «новым Римом» и стремилась стать не только политическим, но и духовным наследником Рима прежнего.
  
В 376 г. племена вестготов перешли Дунай. Опустошив Грецию, они вторглись в Италию, и для её защиты пришлось отзывать римские войска даже с Рейна. Воспользовавшись этим, племена вандалов, аланов, бургундов и другие заняли Галлию. Некоторые из них остались там, а другие, например вандалы, продолжали двигаться на юг. В 410 г. вестготы разграбили Рим, повергнув в ужас всю империю. В 430 г. франки, ранее помогавшие Риму охранять границы, подошли почти к Сомме. Наконец, в 452 г. в Северную Италию вторглись гунны, однако папе Льву I удалось убедить их вождя Аттилу уйти из страны.
  
Строгий порядок, которым могла гордиться прежняя империя, сменился хаосом. Церковь осталась единственной организованной силой. Папа и епископы помимо духовной власти вынуждены были обеспечивать правосудие и безопасность, строить крепости. Именно это время породило таких святых, как Герман Парижский, Гено-вефа (Женевьева), папа Лев I, прозванный Великим.
В 476 г. предводитель германцев Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула, а в 488 г. Италию захватили остготы. Новый период в истории христианства начался, когда эту религию приняли франки. Это произошло после крещения их короля Хлодвига в 500 г. Крестил его епископ из города Реймса св. Ремигий {франц. «Сен-Ре-ми»). По преданию, он сказал Хлодвигу: «Сожги всё, чему ты поклонялся, поклонись всему, что ты сжигал».
 
Крещение Хлодвига решило судьбу Галлии. Страна быстро окрепла, что помогло Хлодвигу разбить вестготов и захватить Аквитанию (историческая область на юго-западе Франции). К моменту его смерти в 511 г. королевство франков простиралось от Пиренеев до Рейна, а вскоре сыновья Хлод-вига завоевали Бургундию и Прованс. Государство франков объединила и скрепила христианская вера. Слияние двух культур — галло-романской и франкской — определило развитие западноевропейской цивилизации/

ЗАПАДНАЯ ЦЕРКОВЬ В VI—XI ВЕКАХ
Именно с VI по XI в. в Западной Европе сложилось общество, которое само себя называло христианским. Народы, составлявшие его, осознали свою принадлежность к одной вере, ставшей впоследствии основой западной цивилизации. Христианские миссионеры несли Слово Божие во все уголки Европы. Уже в V в. монахи активно обращали в христианство жителей Британии, а в конце VI в. ирландские монастырские общины сами отправили на континент миссии и создали в Европе целую сеть монастырей, ставших опорой христианства.
  
Папа Григорий I (590—604 гг.) послал в Южную Англию большой отряд монахов во главе с Августином (Остином), известным в истории Церкви как св. Августин Кентерберийский. По преданию, Григорий однажды увидел на невольничьем рынке белокурых юношей. Ему сказали, что это англы. Он заметил: «Не англы, но ангелы!» — и отправил в Англию Остина, который и стал первым архиепископом Кентербери. Архиепископ Кентерберийский по традиции и сегодня возглавляет Англиканскую Церковь.
  
Миссия итальянских монахов оказалась настолько успешной, что вскоре уже английские монахи начали христианизировать Германию. Великий просветитель, основатель германской Церкви св. Бонифаций (673—754) принадлежал к их числу. После его смерти язычество сохранилось только в Саксонии, но уже в IX в. Карл Великий силой завершил христианизацию страны. В конце X в. христианство распространилось практически по всей Европе. Миссионерской деятельностью занимались в основном монахи, за ними стояла Христианская Церковь — единственная в то время духовная организация, способная взять на себя культурно-просветительские задачи. Успеху миссии монахов в немалой степени способствовал монастырский устав, составленный св. Бенедиктом Нурсий-ским. В 1964 г. папа Павел VI провозгласил его «покровителем Европы».
  
В VIII столетии начало создаваться папское государство. Тогда под угрозой нападения варварского племени лангобардов папа Стефан II (752— 757 гг.), не надеясь на защиту константинопольского императора, обратился за помощью к франкскому королю. Франки спасли Рим от лангобардов и в 756 г. передали Равеннскую и Римскую области папе. Спустя некоторое время этот дар был признан официально, и власть папы распространилась на огромные территории.
  
Союз между Римом и домом Ка-ролингов — франкской династией, к которой принадлежал Карл Великий (768—814 гг.), — особенно укрепился при этом короле (кстати, слово «король», по одной из гипотез, происходит от его имени). Карлу недоставало только императорского титула, и он был пожалован ему на Рождество Христово в 800 г. Папа Лев III короновал Карла в Риме «императором Запада».
  
Сейчас трудно сказать, кто решил восстановить Западную империю — папа или новый император, но она была нужна им обоим. Карл Великий мечтал стать «новым Давидом» (Давид — благочестивый и могущественный царь из Ветхого Завета); папа получал могучего защитника Церкви, титул которого больше не нуждался в подтверждении владыкой Восточной империи. Речь идёт о политическом разделении. В культурной жизни оно существовало уже несколько веков, в церковной же — осознавалось смутно, хотя в деятельности восточных и западных Церквей накопилось немало различий. Принято считать, что раскол произошёл в 1054 г. И поводом для него послужило не столь значительное историческое событие: взаимное церковное отлучение, наложенное друг на друга патриархом Константинопольским Михаилом Керулларием и папским легатом кардиналом Гумбертом да Сильва Кандида.

Карла называли Великим не случайно. Он был действительно великим правителем и реформатором политической, религиозной и культурной жизни. Карл одинаково решительно вводил новые законы и в политической, и в религиозной сфере, ибо был убеждён в божественности своей миссии. Справедливости ради следует заметить, что в религиозной деятельности он никогда не отказывался от руководства папы, которого считал преемником св. Петра.
  
Вскоре после смерти Карла Великого империя разделилась на три королевства: Францию, Германию и Лотарингию. Новые монархи не обладали достаточной силой и мудростью, чтобы установить крепкую политическую власть, которая гарантировала бы мир и порядок. Нашествие норманнов только усилило уже начинавшуюся анархию, а нападения сарацинов и венгров в IX в. породили в Западной Европе настоящий хаос. Политическая раздробленность мешала упрочению Церкви. Каждый крупный земельный собственник считал своим долгом создать практически независимую от Рима Церковь. Короли и сеньоры не задумываясь присваивали церковное имущество, претендовали на то, чтобы самим назначать епископов. Высокопоставленные священники и настоятели монастырей — аббаты (от арамейск. «авва» — «отец») — считали себя чуть ли не королями на своих землях. Церковные приходы, обряды, даже таинства стали предметом торговли. Культурный и интеллектуальный уровень духовенства стремительно падал.
  
Папская власть в Риме тоже не избежала этой печальной участи. Если до конца IX в. она была ещё в руках папы, то вскоре фактически перешла в руки нескольких семейных кланов Италии. Они боролись между собой за право занимать высшие церковные должности и легко разрушали созданное их предшественниками, руководствуясь отнюдь не религиозными соображениями.

Ситуация ухудшилась, когда папа Иоанн XII, не смея перечить могущественному королю Германии Отгону I, в 962 г. провозгласил и короновал его императором Священной Римской империи. Подобно Стефану II или Льву III, Иоанн XII пытался найти для Церкви могучего покровителя в смутную эпоху, а вместо этого сам попал в зависимость, от которой папам не скоро удалось избавиться. Политическая и духовная власти вступили в долгий период взаимных упрёков и противоборства. Положение на короткий срок улучшилось, когда в 999 г. на папский престол вступил учёный монах Герберт из Орийака (около 940—1003), принявший имя Сильвестр II. Он был наставником императора Отгона III, с помощью которого и получил свою высокую должность. Этот первый французский папа настойчиво отстаивал идею независимости духовной власти и призывал к реформам. Однако изменения к лучшему начались лишь через 50 лет — после избрания в 1049 г. папы Льва IX.

Даже в самые тяжёлые периоды той мрачной эпохи, когда иерархи Церкви часто забывали о своём духовном долге, религиозное чувство народа продолжало развиваться. Об этом свидетельствуют появление литургической драмы, положившей начало средневековому театру, грандиозное храмовое строительство, расцвет романской скульптуры и живописи.

ПАЛОМНИЧЕСТВО
Для западного средневекового общества паломничество было неотделимо от культа святых, имевшего важное значение в укреплении веры. Святого воспринимали прежде всего как покровителя верующих. Внесение в город мощей святого своей торжественностью напоминало въезд императора. В этой церемонии принимали участие все, включая осуждённых, ибо по такому случаю обычно объявляли амнистию. Если же в городе не оказывалось «своих» мощей, толпы паломников, несмотря на скудные средства, отправлялись в путь, иногда достаточно дальний и трудный, чтобы поклониться особо почитаемым мощам в других городах и землях. Причиной паломничества мог стать и обет покаяния, принятый добровольно или наложенный свящянником. Многие паломники шли, чтобы просить о чём-то святого или благодарить его. Подобные чувства заставляли паломников отправляться в путь, предвещавший встречу с Богом в конце «паломничества жизни земной». Поэтому многие, дойдя до цели, мечтали умереть.
  
Самой большой заслугой считалось, конечно, путешествие в Святую землю — туда, где Христос прожил Свою земную жизнь. Но такой путь был по средствам только состоятельным людям. В XI в. султаны из династии Фа-тимидов, правившей на Ближнем Востоке, не отличались веротерпимостью. Поэтому паломники стали собираться в большие, хорошо вооружённые отряды, состоявшие из сотен человек. Много паломников отправлялось не в Иерусалим, а в испанский город Сантьяго-де-Компостела. Когда в IX столетии там открыли могилу апостола св.  Иакова, возник местный культ, быстро распространившийся по всей Западной Европе.

Отправляясь в Компо-стелу, паломники надевали большие шляпы и украшали их морскими гребешками — символом св. Иакова. Каждый год в город стекались десятки тысяч паломников, что, безусловно, укрепляло самосознание европейцев как единого христианского народа.

МОНАСТЫРСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
Некоторые монастыри сыграли важную роль в обновлении и укреплении Церкви. Например, монастырь в Клюни, расположенный в центре Франции, отличался не только многочисленным братством, но и святостью своих настоятелей. Он был основан в 910 г. по велению папы Римского и подчинялся только ему. Это спасло монастырь от господства сеньоров и местного епископата. Настоятеля избирали сами монахи. С момента основания монастырь в Клюни тяготел к строгому монастырскому уставу св. Бенедикта и привлекал тех, кто действительно стремился к праведности. Он стал очагом борьбы за очищение Церкви от мирских соблазнов. Монахи-бенедиктин-цы давали обет молчания, и вскоре в монастыре возник своеобразный язык жестов. Другие монастыри во многом следовали примеру Клюни.
   
В конце XI в. появилось ещё одно направление, также основывавшееся на уставе св. Бенедикта. В 1075 г. св. Роберт основал новое аббатство при Солем-ском монастыре. Монахи вели строгую, почти отшельническую жизнь. В 1098 г. брат Роберт с несколькими монахами перебрался в селение Сито в Бургундии. Здесь зародился новый монашеский орден цистерцианцев (от латинского названия Сито — Cistercium). В 1112 г. Бернар де Фонтен — в будущем св. Бернар Клервоский (1090— 1153) — был принят в этот монастырь. Авторитет, который приобрёл при нём новый орден,позволяет считать св. Бернара вторым его основателем. Бернардинцы добавили в устав св. Бенедикта ещё более строгие требования, такие, как физический труд, бедность, непрестанная молитва.
  
Третье монастырское течение, характерное для той эпохи, — картезианство (иногда называемое картузианством). Его основатель св. Бруно (1030—1101) родился в Кёльне, в Германии, а проповедовал на востоке Франции. Он призывал к полному уходу от мирской жизни, и сам с другими монахами решилудалиться от мира. Епископ Гренобля посоветовал им выбрать безлюдную местность Шартрез (по-латински Cartusia), отсюда происходит и название ордена. (Интересно, что роман Стендаля, известный в русском переводе как «Пармская обитель», в подлиннике называется «La Chartreuse de Parme», так как этот монастырь картезианский. В старых переводах роман именовался «Пармской чертозой».)

Быт картезианских монахов был похож одновременно на быт отшельников и монастырской братии. В самих аббатствах они жили в маленьких кельях, стоявших на отшибе, молились, читали и трудились. Ужинали картезианцы вместе, но в полном молчании. По воскресеньям и праздникам они не работали, а раз в неделю совершали совместные прогулки.


Категория: Религии | Добавил: ADMIN (20.12.2008)
Просмотров: 515 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
 
 

Поиск

новостей сайта
  •   

  •  

    Copyright MyCorp © 2024