Vodafone приходит на рынок связи СНГ
Британская Vodafone - мировой лидер по выручке среди операторов сотовой связи - объявила о заключении соглашения о сотрудничестве с крупнейшим сотовым оператором СНГ - компанией МТС. Эксперты считают, что в партнерстве в первую очередь заинтересована Vodafone, которая таким образом сможет присмотреться к телекоммуникационному рынку региона. Объединение бизнеса, как утверждает президент Vodafone Витторио Колао, пока не обсуждается.
Как рассказал президент МТС Михаил Шамолин, партнерство с Vodafone будет заключаться в совместных закупках оборудования, обмене контентом и специальных предложениях для общих клиентов. Оператор сможет нарастить корпоративный сегмент за счет обслуживания клиентов Vodafone, работающих на рынках присутствия МТС, надеется господин Шамолин. Источник, близкий к партнерам, уточнил, что за счет новых скидок от поставщиков МТС рассчитывает сократить капитальные вложения в 2009 году на 5-10%. Бюджет оператора в нынешнем году составил около 2,5 миллиарда долларов. Интерес Vodafone, уточнил президент компании Витторио Колао, заключается еще и в маркетинговой экспертизе рынка СНГ. Об объединении бизнеса речь не идет, подчеркнули господа Шамолин и Колао.
Vodafone Corp. - мировой оператор мобильной связи, предоставляющий услуги в Европе, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. В июне абонентская база оператора составляла более 270 миллионов человек. Для сравнения, МТС, по данным ACM-Consulting, в сентябре обслуживала 91,7 миллиона, из них в Украине - 18,09 миллиона человек. Капитализация Vodafone на LSE в 18.00 по киевскому времени составила 101,8 миллиарда долларов.
Ранее представители Vodafone неоднократно называли рынок СНГ одним из возможных для развития компании. Так, в январе 2004 года активно обсуждалась возможность покупки Vodafone контрольного пакета акций МТС, в связи с чем капитализация российского оператора выросла тогда на 15%, приблизившись к 10 миллиарда долларов. Кроме того, в мае 2007 года стало известно о том, что Vodafone ведет переговоры о сотрудничестве с "Укртелекомом". Официально объявленное вчера начало партнерства с Vodafone воодушевило инвесторов: на 19.00 по киевскому времени ADR МТС подорожали почти на 19% - до 37,3 доллара за расписку.
По мнению партнера ACM-Consulting Антона Погребинского, для Vodafone это сотрудничество - способ выйти на новый рынок. Он напоминает, что помимо несостоявшейся покупки пакета МТС Vodafone рассматривала возможность создания в России MVNO (виртуального оператора связи). "Там, где сейчас присутствует Vodafone, уже некуда развиваться, а на рынке СНГ - огромное количество абонентов", - объясняет вице-президент Dragon Capital Максим Нефьодов. По словам директора по внешним связям Telenor Анастасии Гоголевой, ее компания считает украинский рынок очень успешным, хотя и "весьма специфическим, учитывая политические и регуляторные риски".
Руководитель пресс-службы Ericsson в России Карен Асоян соглашается, что подобный альянс может помочь его участникам сократить капитальные затраты. С одной стороны, речь может идти о скидках за объем закупаемого оборудования (зависят от конкретных договоренностей вендоров и операторов), c другой - такое сотрудничество поможет сократить затраты на разработку мультисервисных услуг.
Впрочем, МТС тоже заинтересована в сотрудничестве, считают эксперты. Оператор будет использовать опыт Vodafone в развитии сотового ритейла. Господин Шамолин говорит, что после покупки "Вымпелкомом" 49,9% "Евросети" МТС намерена увеличить количество салонов обслуживания. "У нас должно быть не меньше салонов. Мы рассматриваем разные варианты - не исключено, что будем покупать мелкие региональные сети", - рассуждает президент МТС. Кроме того, по его словам, МТС получит право эксклюзивной продажи новой модели телефона Blackberry Storm с интерактивным экраном, которой сейчас обладают Vodafone и Verizon Wireless (под этим брэндом Vodafone работает в США). Опыт Vodafone в сфере дополнительных услуг и продажи телефонов будет особенно востребован МТС, уверен аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. "Западные операторы, в отличие от наших, давно занимаются продажей телефонов. Это поможет МТС в развитии собственной розницы", - считает господин Савватин. |