Сербская церковь держится за патриарха
Патриарх Павел почти год не выходит из больницы, но на покой его не отпускают
Патриарх Сербской православной церкви Павел, которому недавно исполнилось 94 года, уже больше года находится в больнице. Говорят, что состояние здоровья не позволяет ему даже вставать с кровати, а СПЦ без предстоятеля не может разрешить свои насущные проблемы, включая раскол среди епископов в Косово.
Внутри церкви есть два течения. Часть епископов считает, что из-за недееспособности нынешнего патриарха нужно избрать нового, другие называют Павла живым святым и выступают против замены. На прошлом весеннем заседании Святейшего Синода они перессорились так, что его пришлось прервать. В церковных кругах идет борьба за власть, и именно ей эксперты объясняют тот факт, что в начале этой недели Синод после бурных дискуссий отказался даже голосовать по поводу прошения патриарха Павла об уходе на покой. Высказывались подозрения, что оно не было добровольным, а некоторые утверждали о фальсифицикации.
Главным преемником Павла считается глава Синода митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, который с мая этого года уже представляет церковь вместо патриарха, а теперь получил еще более расширенные полномочия. Но потенциальных кандидатов на пост нового предстоятеля Сербской церкви много. По мнению наблюдателей, кандидатура победителя зависит от того, какое крыло — консервативное или либеральное — в итоге возьмет верх. Амфилохий, некогда консерватор и даже в определенной степени националист, в последнее время все больше выступает за реформу СПЦ.
Формально церковь в политической жизни Сербии не участвует, но на протяжении последних 15 лет православие как будто становилось государственной религией, а СПЦ оказывала на государство и националистические настроения заметное влияние. О ней говорят как о наиболее консервативной из всех православных церквей, а также приписывают ей активное вмешательство в югославскую войну на стороне националистов. Но позиция священнослужителей и по сей день остается неоднозначной. Среди епископов есть и национальные экстремисты, и те, кто призывает церковь не вмешиваться в политику и государственные дела. А в последний год СПЦ все больше занимается своими внутренними делами и все меньше выступает публично, так что в целом ситуация остается совершенно неясной.
|