Ученые подводят итоги наблюдений последствий взрыва самой молодой в нашей Галактике сверхновой.
Исследования звезды G1.9+0.3, расположенной недалеко от центра нашей Галактики с помощью радио- и рентгеновских телескопов обсерватории NASA Chandra в Массачусетсе, показали, что она взорвалась 140 лет назад.
Правда, по земным часам. На деле, к этой цифре нужно прибавить еще двадцать пять тысяч световых лет.
Теоретически в спиральных галактиках вроде нашего Млечного Пути, должны происходить не менее трех взрывов сверхновых в столетие.
Наблюдаемые последствия взрывов сверхновых сохраняются надолго, а значит, в распоряжении ученых должно быть, по крайней мере, несколько десятков «комплектов» остатков этих космических объектов. Однако до сих пор ученые нашли менее 10 следов сверхновых.
Возможно, по сравнению с другими галактиками Млечный Путь менее «щедр» на космические фейерверки.
Первое достоверное наблюдение сверхновой, описанное в научных источниках и в то же время, последнее исследование подобного космического объекта без помощи оптических устройств, произошло в 1604 году.
Так называемой «звездой Кеплера» мог полюбоваться любой зевака: она казалась ярче планеты Юпитер.
До сих пор самой «недавно взорвавшейся» считалась Кассиопея А. Реально она вспыхнула 330 лет назад, но находилась на расстоянии 10 световых лет от Земли. Поэтому в начале 21 века ученые смогли в деталях наблюдать процесс ее взрыва.
G1.9+0.3 находится дальше, и по земному времени взорвалась в 1870-1900 годах. Однако астрономам девятнадцатого столетия не посчастливилось наблюдать вспышку сверхновой.
С помощью тогдашних приборов рассмотреть ее было невозможно: сквозь скрывающие ее газо-пылевые облака могли проникнуть лишь современные радио- и рентгеновские телескопы.
Впрочем, по словам Стивена Рейнолдса из Университета Северной Каролины в Рэйли, астрофизики не очень переживают из-за того, что первый этап взрыва звезды был пропущен.
Им посчастливилось изучать остатки сверхновой на стадии, на которой она никогда не наблюдалась прежде.
Коллега Рейнолдса Роберт Киршнер сравнивает свою работу с работой судмедэксперта. «Смерть звезды уже произошла, но труп все еще теплый», - шутит он.
Дело в том, что находка остатков сравнительно близко расположенной молодой сверхновой позволяет астрофизикам лучше понять, как прекращает свое существование.
Согласно наблюдениям, в этот момент она быстро расширяется с ударной волной и при этом выбрасывает такие тяжелые элементы, как железо и кальций, в окружающую их Вселенную.
Между прочим, G1.9+0.3 сделала астрономам неожиданный сюрприз. Оказалось, что в процессе продолжающегося быстрого расширения остатков звезды, мощность их радиосигналов возрастает.
Причины этого явления пока неизвестны. Впрочем, ученые предполагают, что оно связано с тем, что ударная волна, образовавшаяся во время взрыва сверхновой, каким-то образом сообщила дополнительную энергию составлявшим ее частицам – в первую очередь, электронам.
По словам Криса Солтера из Обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рику, исследования проведенных с 1985 по 2007 год, уже позволяют немного проникнуть в тайну сверхновых.
Ученые рассматривают сверхновую G1.9+0.3 как недостающее звено, связывающее наблюдение остатков подобных космических объектов в других галактиках и немногих сверхновых Млечного Пути вроде Кассиопеи А.
|