Среда, 04.12.2024, 18:13
Приветствую Вас Гость | RSS
МИР ХАКЕРСТАВА КОНЕЦ СВЕТА
Главная
Регистрация
Вход
Категории раздела
Ин [160] Наука [278] Здо [76] Мо [71]
Ку [75] Авт [68] Власть [9] Эко [18]
В-MIRE [324]

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Главная » 2008 » Ноябрь » 5 » Муравьи используют в своих школах "тандемный бег"
Муравьи используют в своих школах "тандемный бег"
05:48

Муравьи используют в своих школах "тандемный бег"

Image  Ученые обнаружили у муравьев школы, в которых особи-"преподаватели" обучают и тренируют молодых муравьев тому, как следует осуществлять поиск пищи.

Обучение проходит с использованием специфической технологии – "тандемного бега".

Эксперимент обнаружил существование школ у муравьев Temnothorax albipennis.

Революционный эксперимент был проведен исследовательской группой Бристольского университета под руководством профессора Найджела Фрэнкса (Nigel Franks), сообщает LiveScience.

По мнению авторов исследования, им впервые удалось обнаружить в природе феномен передачи от учителя ученикам формализованных инструкций, а также их последующего интерактивного взаимодействия, в котором работы учащихся фиксируются, анализируются, а выявленные ошибки — корректируются и исправляются.

Самки муравьев вида Temnothorax albipennis, отправляясь на поиски пищи, зачастую "берут" с собой еще по одной "ученице". Если спутница затрудняется в поисках пищи, "учительница" обучает ее посредством тандемного бега. Обучение идет медленно. "Ученица" время от времени замедляет движение, затем догоняет "учительницу" и касается ее лапок, подавая таким образом сигнал о том, что она готова продолжать движение.

Исследователи проанализировали поведение муравьев и пришли к выводу, что процесс обучения сопровождается реакцией ведомого и лидера на поведение друг друга. К примеру, если ученица отстает, обучающая самка ждет ее, и наоборот. Как показывают исследования, шмели и шимпанзе тоже способны обучаться, наблюдая за сородичами.

Однако "муравьиные курсы", по мнению ученых, явились первым примером взаимного обмена информацией в процессе обучения — и преподаватель, и учащийся корректируют свое поведение таким образом, чтобы обучение происходило в подходящем для ученика темпе.

Получение инструкций от «учительницы» значительно ускоряет процесс поиска пищи у менее опытной самки: 201 с уходит на поиск пищи под руководством инструктора и 310 с — на самостоятельный поиск. При этом самка-инструктор не получает никакой выгоды в процессе, поскольку может двигаться в четыре раза быстрее без своей подопечной.


Интересно, что иногда самка-инструктор просто "сажает" ученицу себе на спину и направляется на поиски пищи. Но, несмотря на то, что этот метод работает в три раза быстрее, он оказывается менее эффективным — подопечная не запоминает дорогу.

Почему же муравьиные инструкторы "тратят" свое время на менее опытных сородичей? Д-р Фрэнкс считает, что таким образом более опытные особи стараются передать опыт своим собратьям: ведь чем лучше будет обучен каждый отдельный представитель муравьиного клана, тем в целом жизнеспособнее станет вся колония. Наблюдения показывают, что обратный путь учащиеся проделывают гораздо быстрее, чем в тандеме с инструктором.

Если "ученицы" хорошо запомнили путь к пище, они вскоре становятся лидерами в тандемах и начинают обучать остальных. Следовательно, делают вывод ученые, способность к обучению в животном мире зависит главным образом от того, насколько важна роль обмена информацией между особями для процветания всего сообщества

Просмотров: 524 | Добавил: ADMIN | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
 
 

Поиск

Календарь
   

Архив записей

новостей сайта
  •   

  •  

    Copyright MyCorp © 2024