Ученые обнаружили у муравьев школы, в которых особи-"преподаватели" обучают и тренируют молодых муравьев тому, как следует осуществлять поиск пищи.
Обучение проходит с использованием специфической технологии – "тандемного бега".
Эксперимент обнаружил существование школ у муравьев Temnothorax albipennis.
Революционный эксперимент был проведен исследовательской группой Бристольского университета под руководством профессора Найджела Фрэнкса (Nigel Franks), сообщает LiveScience.
По мнению авторов исследования, им впервые удалось обнаружить в природе феномен передачи от учителя ученикам формализованных инструкций, а также их последующего интерактивного взаимодействия, в котором работы учащихся фиксируются, анализируются, а выявленные ошибки — корректируются и исправляются.
Самки муравьев вида Temnothorax albipennis, отправляясь на поиски пищи, зачастую "берут" с собой еще по одной "ученице". Если спутница затрудняется в поисках пищи, "учительница" обучает ее посредством тандемного бега. Обучение идет медленно. "Ученица" время от времени замедляет движение, затем догоняет "учительницу" и касается ее лапок, подавая таким образом сигнал о том, что она готова продолжать движение.
Исследователи проанализировали поведение муравьев и пришли к выводу, что процесс обучения сопровождается реакцией ведомого и лидера на поведение друг друга. К примеру, если ученица отстает, обучающая самка ждет ее, и наоборот. Как показывают исследования, шмели и шимпанзе тоже способны обучаться, наблюдая за сородичами.
Однако "муравьиные курсы", по мнению ученых, явились первым примером взаимного обмена информацией в процессе обучения — и преподаватель, и учащийся корректируют свое поведение таким образом, чтобы обучение происходило в подходящем для ученика темпе.
Получение инструкций от «учительницы» значительно ускоряет процесс поиска пищи у менее опытной самки: 201 с уходит на поиск пищи под руководством инструктора и 310 с — на самостоятельный поиск. При этом самка-инструктор не получает никакой выгоды в процессе, поскольку может двигаться в четыре раза быстрее без своей подопечной.
Интересно, что иногда самка-инструктор просто "сажает" ученицу себе на спину и направляется на поиски пищи. Но, несмотря на то, что этот метод работает в три раза быстрее, он оказывается менее эффективным — подопечная не запоминает дорогу.
Почему же муравьиные инструкторы "тратят" свое время на менее опытных сородичей? Д-р Фрэнкс считает, что таким образом более опытные особи стараются передать опыт своим собратьям: ведь чем лучше будет обучен каждый отдельный представитель муравьиного клана, тем в целом жизнеспособнее станет вся колония. Наблюдения показывают, что обратный путь учащиеся проделывают гораздо быстрее, чем в тандеме с инструктором.
Если "ученицы" хорошо запомнили путь к пище, они вскоре становятся лидерами в тандемах и начинают обучать остальных. Следовательно, делают вывод ученые, способность к обучению в животном мире зависит главным образом от того, насколько важна роль обмена информацией между особями для процветания всего сообщества |